Вход на сайт
МестоМосква, ул.Азовская, 24
Виддизайн торгового центра
Площадь
35 000  m2
КлиентСудостроительный Банк
Год2010
ТРЦ "Азовский"

Дизайн интерьера и архитектурный проект торгового центра.

 

Дизайн проект торгового центра «Азовский» - это комплексное решение в сфере архитектуры, интерьеров, навигации и малых форм, благоустройства территории. Вы ознакомитесь с факторами и решениями, влияющие на архитектурное проектирование и создание единого бренда объекта коммерческой недвижимости. Разработанная планировочная структура, как объемная композиция функциональных зон, выделена сегментами, и удачно совмещена в единое целое на примере одного здания ТЦ «Азовский».

Проектирование и дизайн любого торгового центра можно разделить на основные этапы, разделы, корректировка которых постоянно требуется от архитектора и дизайнера для успешной реализации всего проекта. Эта ситуации типична для многофункциональных комплексов, соединяющих в себе торговые, общественные, административные и офисные функции. Можно разделить весь проект на отдельные элементы, разделы:

- дизайн проект интерьера торгового центра – 3500 м.кв.

- проект офисной зоны – 1500 м.кв.

дизайн проект офиса администрации – 400 м.кв.

дизайн фитнес центра – 4500 м.кв.

- отдельные проекты: бутик обувиинтуристбанк

В рамках всей деловой части (этажа) многофункционального центра стоит отметить проект интерьера офиса в стиле лофт общей площадью 400 м.кв. Реализация этой группы помещений находится в общей гармонии, симбиозе с административной зоной, в решении интерьеровкоторой были учтены Loft элементы: камень, металл, стекло и дерево. Архитектура подсказала стилизацию и декорирование интерьеров, в виду того, что само здание торгового центра обладает ярковыраженными силовыми конструктивными элементами: металлические балки, фермы, колонны и раскосы, стойки. Об этой интеграции и пойдет речь.

 

Дизайн проект торгового центра - решение градостроительных задач.

 

Вернемся к торговому центру и градостроительному положению объекта на карте города. Здание расположено в ЮЗАО города Москвы, район Зюзино, улица Азовская. С западной части участка проходит улица Большая Юшуньская. Заезд на территорию торгового центра осуществляется со стороны улицы Азовской и Черноморского бульвара на востоке участка, ведущего посетителя от Варшавского шоссе вглубь микрорайона. На северной части участок граничит с жилым домом, парковой зоной и гостиницей Севастопольская, а на южной границе-с территорией складов и промышленными объектами. Участок окружен тесными соседями. Площадь земли под застройку составляет 2.4 га. Посадка торгового центра осуществлена единым пятном, на центральной части генерального плана с возможностью периметрального расположения парковочных пространств. Форма участка приближена к прямоугольнику и приблизительно равна 140 метрам в длину и 80 метрам в ширину. Перепад высот до 66 метров ощутимый, местами предполагающий возведение подпорных стен. Разные уровни входов, этажей нашли отголоски и в пространственном решении интерьеров.

Стоит сразу же отметить трудности, с которыми пришлось столкнуться вначале проектирования. Основополагающей проблемой стало отсутствие достаточного числа парковочных мест, а точнее неграмотная компоновка их. Парковка,зачастую,это слабое звено в проектировании генерального плана у большинства значимых объектов. Ну не умеют у нас пока работать с транспортом, или не хотят. Корректировка и доработка паркинга в рамках благоустройства позволяет направить потоки посетителей, предсказать пути следования машин легковых, грузовых, такси. Въезд и выезд на территорию при этом является кульминационным элементом ввиду расположения шлагбаумов и системы оплат. Это заставляет начать или прекратить движение. Точка, тире, пауза... Остановит или нет это поток создав огромную пробку на пути подъезда к торговому центру как посетителей, так и жителей района, транзитного транспорта? Увы, не обошла эта задача и торговый центр «Азовский». Чтобы максимально разгрузить и без того узкую Азовскую улицу, пришлось спроектировать максимально удаленные стойки въезда и выезда вглубь наземной парковки. При этом запроектировать территорию на максимально допустимое количество машино мест, применив разные типы постановки машин (четыре вариации: под углом, параллельная, перпендикулярная и елочкой), в сочетании кругового и транзитного движения. Круговое одностороннее движение закольцовывает наземную парковку, пути выезда и заезда. А транзитное, двусторонне движение, рассчитано на разгрузку и плановую работу подземного паркинга под торговым центром и второй парковки, расположенной на удалении от первой за основным зданием. Соединить три функции: парковка, транзит, посещение торговой, фитнес или офисной части сооружения – важно, так как каждый автомобиль при таком распределении займет максимально удобное положение на определенное плановое время, и не будет мешаться окружающим автомобилистам и пешеходам. Последним отведены отдельные дорожки, ведущие их от улицы Азовский по тротуарам! Это крайне важно, что пути следования пешеходов визуально и технологически отделены от проезжей части. Разработка генерального плана в рамках дизайн проекта торгового центра коснулась и благоустройство парковой территории, созданию зоны отдыха, аллей. Ведь фасад основного здания расположен на удалении от улицы и подвести пешехода от метро, остановки общественного транспорта не менее важная задача, чем парковка автомобилей. Не стоит забывать, что приведенный пример – это торговый центр районного значения и основные посетители – пешеходы! Плотность застройки и окружение не дает возможности швыряться площадями, играть «заасфальтированными полями». Каждый метр квадратный Заказчик вынужден использовать с двойным, а местами и тройным назначением: парковка, пешеход, благоустройство. Учитывая при этом удобства всех и каждого. Пожелания, культуру и социализацию всех групп населения, манеру поведения и сложившиеся привычки. 

Площадь наземной парковки позволила распределить 230 машиномест. Заметим, что ни одно дерево не было срублено! Все парковочные места благополучно и точечно были привязаны с рулеткой по месту в рамках авторского надзор за строительством. Архитектор вместе с подрядчиками вымеряли каждое дерево, кустик. При этом все места, где запрещается парковка на тротуаре,заранее ограждены сигнальными столбиками или высоким бордюрным камнем. Знаки, лежачие препятствия и радиусы поворотов строго запроектированы. Природа, сохранение экосистемы и забота об окружающем пространстве – важная черта современного подхода к созданию дизайн проекта торгового центра в рамках транспортной доступности. Удобный город – удобная среда.

Расположение  здания торгового центра, и его зонирование выявляет второй круг проблем. Мы разобрались с пешеходами, потоками людей и машин. Мы запарковали всех. И что мы видим? Увы, мы отдаленно видим угол здания. Находящегося позади существующего фитнес центра. При этом входная группа представлена двумя распашными дверьми на глухом фасаде. Невообразимо скажете Вы. А что делать архитектору? Именно с этого момента и пойдет повествование не то о новом строительстве, не то о реконструкции объекта коммерческой недвижимости в рамках интерьеров и фасадов.

 

Объемно-пространственное решение в дизайне торговых центров.

 

Увиденная композиция расположения здания на второй линии фасадов, да еще и прямо позади существующего здания не позволяла оперировать архитектурой, тем более, что цветовая гамма, фасады и колористика проекта были утверждены. И менять последнее было невозможно. Поэтому задача стояла сложная: сделать из некрасиво – красиво, из простого – сложное, из обычного – необычное. Краткие характеристики центрального строения:

- общая площадь здания – 34 500 м.кв.

- этажность – 5 уровней торговой зоны, фитнес центра и офисов

- входные группы – 2 входа на разных отметках +1 и +2 этажа

- наличие подземного паркинга на 110 м/мест площадью 3750 м.кв.

- площадь общественных зон и галерей ТЦ – 3500 м.кв.

- фудкорт, атриумы, лестницы и лифтовые холлы присутствуют

Рассмотрим ближе ошибки проектирования здания, исправлять которые пришлось по факту реализации дизайн проекта интерьеров торгового центра. Главным недостатком стоить отметить отсутствие значимого входа, точнее, тамбурное решение, подъездного типа – это не решение. Это набор линий на чертежах по глупости реализованных подрядчиком. Каждый торговый комплекс начинается с двери, ручки. Пришлось снести тамбур, расширить галереи, расширить стеклянную композицию фасадов. Установить автоматические входные двери в дублирующемся варианте с распашными противопожарными, сделать максимум, чтобы свет, яркие краски, объем воздуха проникали в интерьер торговых галерей. Ведь это очень важно! Когда солнечный свет играет на фасадах витрин, проникает в каменное пространство торговых рядов, оживляет интерьер. Второй и немаловажной проблемой явилось повсеместное занижение потолков. Как можно гулять в торговом центре с высотой потолков 2.5 метра?! Сейчас в квартирах стараются делать их выше. При этом ширина галереи в 5-6-7 метров предполагает психологически высоту выше 3.5 метров. Увы, пришлось многие инженерные решения переделывать, увязывать, по месту обходить тут, там, так или иначе, те или иные балки, фермы, элементы вертикальных стояков, пожарных гидрантов и прочих несущих и ненесущих фрагментов здания. Можно ли первую и вторую ошибку избежать? Да, да и да. Просто надо заранее планировать и организовывать интерьер, понимать движение потоков, распределение и работу всех пространственных коммуникаций. Но это работа комплексного проектирования. Требующего систематизации и финансовых затрат, экономия на этом этапе выливается в ошибки и финансирование глупых, а порой и вредных перманентных идей.

Третьей ошибкой стоит назвать и расположение, и  форму, и перспективу торговых галерей. Разработка проекта планировки позволила повысить торговые площади (коэффициент аренды), распределить входные группы, корректировать и разнообразить архитектурную форму остекления, очертания холлов, атриумов. Спроектировать расстановку пожарных гидрантов и других инженерных систем в рамках функций, зон отдыха и островных торговых павильонов. При этом соблюдая пешеходные потоки, точки скопления людей и зонирование, функций этажа. Стоит отметить и вертикальные коммуникации, примененные в интерьерах – это парадная лестница (пожарные без эксплуатации), травалаторы из паркинга на первый уровень, эскалаторы с первого на второй и третий уровни, лифты на все уровни. При этом отдельный лифт ведет посетителей на офисный этаж, зону фитнес центра, а так же в медицинский детский центр и английскую школу. Это способствует разделению посетителей по целям и приоритетам уже на первых подступах, первом уроне. Позволяет избежать эффекта толпы, испорченного настроения и путаницы в путях сообщения разных функциональных зон от входной группы. А вот уже в рамках каждой функциональной зоны действует система навигации, позволяя Вам определить приоритеты на втором уровне психологического вовлечения на объект. Можно весь дизайн проект интерьера торгового центра в рамках проектирования разрезать как слоеный пирог, и на срезе выявить все элементы. Рассмотрим же их подробнее:

Минус первый этаж – это паркинг, автомойка, с/у и технология инженерных систем здания: бойлерная, элетрощитовые, АТС и прочие системы коммуникаций. Здесь стоит отметить желание преобразить интерьер яркими цветами общественно значимых пространств, понятной навигацией для водителя, планировкой парковочного пространства, удобством для инвалидов и маломобильных групп населения. На этом же уровне  есть отдельный вход в спортивный комплекс с раздевалками, душевыми и выходом в бассейн. Отдельно проект фитнес центра можно увидеть здесь. Лифты и травалаторы помогают нам подняться на любой этаж.

Первый этаж ТЦ, он же частично цокольный. Имеет большую пешеходную входную группу. Торговые галереи с малыми арендаторами и центральным залом продуктового якорного оператора. Зоны дебаркадеров, выходящие на северную часть участка застройки, позволяют отделить пассажирские авто от грузовых на подъезде и сделать незаметным систему разгрузки товаров. Площадь здания не позволяла разместить скрытые системы технических коридоров, поэтому вся смена товаров, отделка помещений и любые работы, связанные с перемещением грузов происходят в ночные часы по главным торговым галереям.

На второй уровень мы попадаем по эскалаторам,  лифтам и лестнице. Здесь располагаются известные марки брендов. Большая нарезка площадей, своя входная группа позволяет разместить по-соседству бутики центральных операторов торговли. Важным элементом второго этажа можно назвать и детский центр «ДиназавриЯ». Посмотреть фотографии детского центра можно здесь. Разработка и постоянное увязывание элементов декора последнего всегда было сопряжено с авторским надзором за общим ходом строительства торгового центра. Разительное отличие второго и третьего уровня от первого – это высота потолков. Увы, архитектура объекта не позволила на нижнем этаже поднять потолок выше отметки в 3 метра. На других этажах эта отметка достигает 4 и 5 метров.

Третий этаж представлен фудкортом, зонами кинотеатра и развлечений q-zar. Фотографии последнего опубликованы здесь. Рестораны так же расположились по-соседству. Есть место и для бутиков. Они не имеют большой нарезки, все помещения имеют площадь от 30 до 100 м.кв. Отдельные лифты с зоны дебаркадеров позволяют функционировать фудкорту незаметно в течение всего рабочего дня. Отличительной чертой третьего уровня можно назвать – атриумы, зимний дворик. Стеклянная поверхность кровли, эксплуатируемое покрытие с выходом на крышу преображает атмосферу интерьеров.

В дизайн проекте интерьера торгового центра дополнительно разработаны и реализованы фито элементы, зоны отдыха – скамейки и кашпо, водопад, система навигации и элементы пиктограмм. Реализованы бренд элементы и фрагменты печатной и рекламной продукции, проведена работа по подбору отделочных материалов. Разработаны яркие колористические фрагменты, пятна декора: красный и зеленый цвет. Стоит пробежаться по отделке интерьеров – как главному значимому композиционному приему. Интерьер торгового центра «Азовский» светлый, яркий, контрастный. На пол применены белоснежный керамогранит 60х60 см, с продольным кантом под дерево (нарезка плитки) со стороны бутиков. На потолке повторяется силуэт стеклянных галерей (закаленное стекло с пленкой К4) в виде фризов и карнизов из гипсокартона. Фризы над стеклом бутиков отделаны деревом – зембрано. Потолок – грильятто, освещение – точечное.

 

Бренд, стиль, характер – синонимы для дизайна интерьера.

 

Каков общий стиль интерьера и здания, спросите Вы? Я бы назвал – лофт (Loft). Именно потому, что большинство решений и декораций – это компромисс начала реализации типового проекта с привнесением элементов реконструкции на стадии строительства. Именно лофт – как реорганизация промышленного объекта (а именно такой образ навивала эта стройка вначале пути) в общественную функцию. Этот проект рождался в строительных бытовках, этот интерьер реализовывался из материалов, которые нельзя было ждать месяцами, этот объект должен был запуститься для премиум бутиков. Успели? Воплотили? Смогли? Да. Может этот объект не войдет в книгу «лучших», ведь окружение и его влияние на восприятие сильнее решений интерьеров и зонирования. Переделать фасады, снести? Разровнять и заново построить было невозможно изначально. Но я знаю точно, на этом объекте никогда не будет стыдно показать и доказать правильность и гармоничность дизайна, декораций, конструктивных и планировочных решений, скорости строительства и задач, решение которых требовало молниеносных волевых поступков от всего штаба строительства, в определенный момент превращавшегося из Заказчика в помощника, Исполнителя пожеланий автора проекта. Такая балансировка сил и понимание позволили успешно завершить объект и сдать его в разгар кризиса экономики страны 2009-2010 гг.

Именно под таким названием, как «Лофт - дизайн торговых центров», проект был опубликован в журнале «Архитектура, Строительство и Дизайн» и представлен на суд зрителя в рамках ежегодного конкурса Зодчество 2011 года, на смежных профильных сайтах.