Вход на сайт
МестоМосква, Крымский Вал, 9
Видличное творчество
Площадь
40 000 m2
КлиентМАрхИ
Год2008
Драматический театр

Архитектурный проект здания драматического театра

 

      Многоуровневое здание драматического театра расположено в ЦПКиО им. Горького на Садовом кольце вблизи от метро Октябрьская. Сооружение общей площадью 40 000 квадратных метров и размерами 100 метров в длину и ширину расположено в глубине парка с главным фасадом, выходящим на Садовое кольцо. Высота здания около 30 метров, подземное пространство сформировано на отметке от 0.000 до – 17.000 метров. Здание театра разделено на несколько объемов по своим функциям: гость – зритель – актер - технолог. Благодаря этому делению образовывается система переходов и надстроек, которые образуют центральный дворик. Все сооружение размещено над гладью неглубокого озера со строгим очертанием берегов.

     Стоит внимательно разобрать структуру этажей, пирога театра, нарезку планов, для более внимательного понимания всей композиции. Театр – это в первую очередь фойе и во вторую – зал, однако, ни один театр не обходится без гигантской инфраструктуры дополнительных помещений: актерских, мастерских, складов и дополнительных учебных сцен. Все это позволяет функционировать театру и актерам без авральных схем переездов, теснений и неудобств. Потому важно сформировать не только нить гость-фойе-зал, но и обратную сторону медали – актер -кабинет - учебный класс – зал – зритель! Но чтобы первая и вторая схема заработали, стоит ввести теневую сторону жизни и функционирования всех процессов в здании – технология потоков и функциональное зонирование. Ведь огромное количество инженерных систем обслуживают сцену, дополнительные залы и помещения. Все они громоздки и требуют намного большего объема, чем сам зрительный зал.

     Поэтому проектирование здания драматического театра является самым сложным и долгим. Ввиду того, что мало сделать структуру, форму и материал для восхищения зрителя, стоит продумать огромную массу нюансов, пересечений функций и потоков грузов и людей.

     Подземные этажи театра – это катакомбы переходов и технических зон. Проектируемый объем  представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя переплетение технических этажей, складов, разгрузочных, проездов грузовых машин, лифтов, оркестровая яма с коридорами и лестницами, диспетчерские и мастерские комнаты, с/у, гардеробные, комнаты служебного персонала. Все помещения нарезаны строго по своему функциональному значению и расположены на отметках, позволяющих быстро и легко перемещать декорации, грузы, костюмы, потоки людей и техники.  Это оборотная, подземная жизнь сцены и действий спектаклей. Сюда стягивается тяжелая техника – фуры, перевозящие декорации и костюмы. Тут же система лифтов и подвесных кранов перемещает многотонные  паллеты в мастерские, склады, тамбуры ожиданий для последующих движений по отдельным помещениям. Различные лифты и манипуляторы перемещают тюль занавеса, фоновые полотна в многоуровневые запотолочные пространства над сценой.

    Стоит отдельное внимание уделить и системе построения зала. Есть  расчеты по распространению звуков в помещении зала. Их стоит учитывать, как и визуальную систему построения рядов, бельэтажа, балконов, партера. Модули проходов, угол наклона рядов, ступени, проходы к сцене и выходы в фойе, к пожарным лестницам – все это нити, потянув за которые архитектор пробует настроить инструмент. Помимо вертикальных и горизонтальных ограждающих конструкций, огромное влияние на интерьер главного зала театра оказывает и потолок. Он позволяет улучшить акустику зала, создать замысловатые и неповторимые узоры, которые украсят дизайн интерьера. Осветительные приборы ловко прячутся от глаз зрителя, расчеты и практика помогают архитектору при проектировании таких систем закладывать основные объемные элементы, формы и материалы, которые на последующих этапах проекта могут быть разработаны технологами.

     В архитектурном проекте драматического театра предусмотрен овальный зал. Главная визуальная точка – сцена, на нее ориентирован партер, бельэтаж в два уровня и два ряда балконов. Зрительный зал рассчитан на 1400 человек. Все выходы из зала замаскированы перегородками, которые визуально прячут двупольные двери, ведущие в фойе.

    Партер разделен проходами на три продольных ряда и одним поперечным проходом на две горизонтальные части, разделенные полукруглым бортом. Дизайн интерьера – структура дерева зебрано; гнутые профили бортов бельэтажа, ограждений партера и балконов. Светлое и темное зебрано – комбинация тонов в отделке стен, синий ковролин на пол и светло-голубая обивка сидений и спинок кресел. Плавные волнообразные формы потолка придают зрительному залу легкость и воздушность.

 

Функциональное зонирование - основа архитектурного проекта

 

     Фойе театра представляет собой огромный световой колодец – «второй свет». Это многоуровневая система переходов по типу цепочки ДНК с выходами – балконами – на фасад здания. В свою очередь балконы и террасы крепятся на высоких колоннах, пронизывающих консольно нависающий  портик здания. Этот козырек динамично заканчивает, ограничивает, стеклянный модульно расчлененный металлическими импостами витражей фасад.

    Помимо центрального зала в театре расположен циркульный, панорамный зал. Все действие происходит на центрально расположенной сцене-окружности посредине овального партера на 10-11 рядов. Это зрительный зал «одного актера». Действие спектакля не предусматривает смену декораций, а мимика и жесты актера в первую очередь должны быть видны и понятны зрителю, поэтому панорамный вид и близость зритель – актер важны для композиции пространства этого зала. Однако в театре предусмотрен и еще один зал. Малый учебный зал – зал экспериментальных постановок. Тут проходят пробные репетиции актеров, обучение, эксперименты со световыми эффектами и прочие элементы подготовки.

     Позади основного зрительного зала запроектированы помещения для актеров – артистические уборные. Тут находятся кабинеты с удобствами (туалет и душ), гримерные, костюмерные комнаты директора и администрации. Многоуровневая система с лестницами и переходами позволяет попадать за кулисы и на сцену с разных уровней, что делает возможным монтаж интересных пространственных композиций фонов спектакля. Малый и большой репетиционные залы находятся через подвесную галерею в соседнем объеме сооружения театра. Галерея через внутренний дворик объединяет композиционные элементы, создавая структуру коммуникаций. Тут же нашли себе место звуко-аппаратная комната, комната звукозаписи, буфет и кухни, помещения дирекции, дежурных, костюмерных. Это сердце административной части здания, в которое ведет отдельный вход с просторным фойе, отдельная подъездная дорога с Садового кольца. Таким образом, вокруг здания театра формируется три основных потока людей: посетители, актеры и дирекция, служебный персонал.

   Столярная, живописно-декорационная, постирочная, ремонтная мастерская, слесарно-механическая мастерская и прочие технические помещения расположены в подвальных и цокольных этажах позади зрительного зала. Тут же расположен грандиозный подъезд грузовых автомобилей с поворотной площадкой (угол поворота на 180 градусов) для подвоза крупногабаритных элементов в театр.

     Подъезд и подход к зданию драматического театра спроектирован с главного фасада через перекидной мостик, неглубокий водоем должен стать зеркалом, где гладь воды отражает высокий и стройный портик входной группы фасада. Под искусственным прудом расположена парковка для автомобилей посетителей – два уровня на 500 м/мест. Из паркинга не предусмотрен переход в здание театра.

     Огромный нависающий портик, панорамный вид на город, фойе - воздушный колодец, овальный зал, отделанный экзотическим деревом, легкие изогнутые формы потолка, вариабельность дополнительных зрительных залов и удобные коммуникации между технической, административной и зрительной зонами – вот основа успешного архитектурного проекта драматического театра. Переплетение архитектуры и природы как нельзя лучше отражается в спокойной глади воды посреди высоких деревьев ЦПКиО им. Горького.